Каждый рейдер-новичок (по крайней мере те, кого вообще стоит брать в рейды) начинает свой путь к вершинам рейдового прогресса с чтения тактик. Увидев тактику на босса в первый раз, легко почувствовать себя двоечником, готовящимся к экзамену. Как выглядит типичный гайд на босса?
Сначала идёт список способностей босса. Способностей может быть до десятка, и сходу их все не запомнишь, особенно когда читаешь третий-четвёртый гайд подряд. У боссов могут быть разные способности в разных фазах боя, а некоторые к тому же умеют призывать дополнительных монстров, у которых тоже может быть по нескольку способностей. Что же, это всё нужно зубрить?
Далее идёт описание боя, в котором постоянно упоминаются способности из первой части гайда, даются указания по перемещению (иногда с диаграммами) и смене приоритетов целей. Читая это описание в первый раз, вообще-то сложно представить, как это всё будет выглядеть на самом деле, потому как в лучшем случае вы будете знать названия способностей и имена мобов.
В конце, как правило, приведено видео, в котором видно много эффектов заклинаний, бегающих туда-сюда игроков, а монотонный голос комментатора вместо комментирования происходящего зачитывает всё то, что вы только что прочитали. В других случаях комментариев и вовсе нет.
Одним словом, рейдер-новичок впервые сталкивается с тем фактом, что...
На самом деле, всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Да, у боссов бывает куча способностей, но их вовсе не обязательно все запоминать. Вам важно получить ответ на вопрос — что конкретно вам нужно делать во время сражения, какие тонкости запомнить. Многие вещи в запоминании просто не нуждаются: например, если под вами появился огонь, яд или ещё какая-нибудь пакость, то вы сразу же вспомните, что из неё нужно выбежать. При этом гайды пишутся для всех, а вам для начала достаточно понять, что нужно делать конкретно вашему персонажу.
Танкам нужно знать, где нужно позиционировать босса, в каких случаях перебрасывать агро с одного танка на другого, откуда могут появиться адды и нужно ли кого-то кайтить
Дамаг дилерам важно соблюдать правильную последовательность убийства, помнить о необходимости крауд-контроля, если такая необходимость есть, и знать, когда нужно выложить все свои кулдауны под аккомпанемент Жажды крови или Героизма
Хилерам должны предугадывать, в каких случаях танки или члена рейда получат большую порцию повреждений и знать, за какими дебафами нужно следить.
Наконец, всем нужно знать, где они должны стоять, отчего отбегать, и к чему, наоборот, подбегать.
В некоторых случаях бывает парочка дополнительных моментов, специфичных для сражения, которые обязательно указываются в тактике. Например, о необходимости сбивать произношение определённых заклинаний боссом или кайтить определённых мобов
С чего стоит начать? Я бы советавал сначала всё-таки смотреть видео, чтобы примерно понимать, что происходит в сражении, ибо сухие названия вроде Костяной шип не настолько красноречивы, как вид игрока, сидящего на этом самом шипе в очень неудобной позе. Затем перечитать тактику, чтобы уточнить то, что вам было непонятно при просмотре ролика, сверяясь с описаниями способностей, если вам нужно разобраться с какой-то механикой боя подробнее.
Для примера давайте посмотрим на начальных боссов из Цитадели Ледяной Короны. Обратите внимание: эта статья не заменяет рейдовые гайды, и я предполагаю, что вы сначала прочитали соответствующие тактики
Лорд Ребрад
Сражение с этим четырёхголовым красавцем вовсе не требует длительного изучения. В вашу сторону идёт волна синего огня? Не надо долго изучать тактику, чтобы понять — на пути этой волны стоять не стоит. Босс выставил свой огромный топор в сторону и крутится в вихре? Ещё со времён Алого Монастыря вам должно было стать понятно, что рядом с ним в этот момент стоять не стоит.
Тут, правда, кроится первый секрет сражения с Ребрадом: подставляться под Вихрь костей не стоит, но и слишком уж далеко убегать от босса через всю комнату не требуется. Повреждения не так уж велики и легко отлечиваются, зато если при смене фаз танк вдруг окажется далеко от босса, а хилеры — от танков, то последствия будут плачевные.
Танкам, конечно же, нужно знать о том, что им нужно стоять рядом, а бойцам и целителям — помнить о костяных шипах.
Совет рестодруидам: зная, сколько повреждений наносят дебафы вроде костяного шипа, легко посчитать, сколько хотов нужно кинуть на цель, чтобы полностью нейтрализовать эти повреждения.
Совет всем дамаг дилерам: хоть вы и не целители, вам тоже полезно установить хороший рейдфреймовый аддон, чтобы не пропускать появление костяных шипов, видеть подчинённых игроков на таких боссах, как Леди Смертельный шёпот или Кел'Тузад в Наксрамасе, и не задавать дурацкие вопросы, вроде "на ком там сидят снобольды" на Нордскольских чудовищах в ИК.
Леди Смертельный Шёпот
Прежде чем вы заставите замолчать разговорчивую Леди D (в английской версии — Lady Deathwhisper), вы столкнётесь с механикой под названием "ты — бомба"
Подобные механики дизайнеры боссов WoW очень любят ещё со времён Раскалённых Недр, достаточно вспомнить различные увлекательные способы, которыми вас взрывает шалун Разрушитель XT-002 в Ульдуаре. О таких дебафах нужно знать, и отбегать подальше от рейда, когда их на вас вешают. Позже, когда вы доберётесь до красавицы Лана'Тель, то вы столкнётесь с разновидностью этой механики под названием "ты поджигаешь всех рядом с собой", которой она научилась у Джараксуса из Колизея.
Но не будем забегать наперёд. Заглянув в тактику Леди Смертельный Шёпот, вы сразу поймёте, о чём я говорил в начале статьи, ибо начинается она с двух десятков иконок способностей с несколькими строчками сопроводительного текста возле каждой из них. На самом деле, описать сражение с леди личом доволно просто:
волны аддов;
аое по участам земли (очередная разновидность правила "не стой в огне");
контроль разума (в сложности на 25 человек);
снимаемые хилерами дебафы;
хаотические повреждения по рейду.
Что же вам нужно знать, кроме уже упомянутого множество раз "не стой в огне, хоть он и зелёного цвета"?
Танки
Много аддов, с левой стороны и с чётной стороны! Now, handle it! Аддов нужно танковать (duh!). Во второй фазе нужно танковать босса, перекидывая его между танками при 3-х стаках дебафа.
Бойцы
Знать приоритеты убийства. Контролировать игрока, которого зачаровала мадам лич. Магам может также быть полезно помогать с диспеллом, но они этого всё равно обычно не делают.
Лекари
Лекарям вообще просто.
Ну да, есть проклятья. Но один раз настроив ваш Vuhdo/Grid/Healbot на подсветку игроков, с которых вы можете снимать дебафы, у вас должно было уже стать рефлексом эти самые проклятья, яды, болезни и тому подобное снимать (в зависимости от того, какие дебафы вы снимать можете). Да, проклятье Леди Смертельный Шёпот неприятное, но это вообще характерно для проклятий рейдовых боссов (кроме одного забавного проклятья в Зул'Гурубе).
Ну да, в первой фазе босс не танкуется, и лупит по случайной цели (а во второй ещё и заряжает залпом ледяных стрел). Но опять же, в любом случае хилер рейда тем и занимается, что увидев повреждения, отлечивает их. Какая ему разница, откуда эти повреждения взялись?
Тут, правда могу дать один совет: в первой фазе, прежде чем кинуть в игрока стрелу тьмы, босс возьмёт этого игрока в свою цель. Таким образом, если у вас включено отображение цели вашей цели, то выделив босса (или взяв босса в фокус), вы сможете увидеть, в кого летит стрела тьмы. Вы можете сделать макрос, который бы лечил цель вашей цели (или цель фокусной цели), или же просто добавить соответсвующие фреймы в Vuhdo или Grid. Это бывает полезно на многих нетанкуемых боссах (вроде гламурной исповедницы в Испытании Чемпиона)
Воздушное сражение
Тут, в принципе, проще победить в сражении, чем описать его. На самом же деле, достаточно знать, кого убивать на своём корабле, а кого — на чужом, и не стоять под стрелой под прицелом ракет. Лекарям нужно держаться поближе к вражескому кораблю, чтобы можно было лечить танка, который туда прыгает.
Саурфанг Смертоносный
Основной сюрприз для бойцов: им не только нужно бить босса и аддов, но ещё и кайтить последних. Что несомненно требует адского скилла.
Впрочем, отставим мою хилерскую иронию в сторону. Исход боя зависит от двух вещей: правильной расстановки и умелых действий бойцов. Танки привычно жонглируют боссом, получив руну крови, а лекари концентрируются на отлечивании эффектов кипящей крови и метки павшего воителя (если только вы не получили указание дать бойцу с меткой спокойно умереть).
Тухлопуз
Самый важны элемент боя — Газообразные споры, которыми нужно заразить весь рейд. Один из тех случаев, когда вам нужно не выбегать из чего-то плохого, а подбегать к чему-то хорошему. Если вы помните Ходира, Везакса или Ануб'арака, то знаете, что иногда смена цвета земли под вашими ногами не вредна, а очень даже полезна (эти случаи безусловно надо запоминать). В данном сражении с землёй вы ничего поделать не сможете, как бы она не переливалась малоаппетитными цветами. Зато если вы получите спору, то вовсе не станете бомбой, а наоборот вас захотят обнять все участники рейда (впрочем, ненадолго, ибо это одно из тех сражений, где нужно держать дистанцию между игроками).
Помимо этого, хилерам нужно помнить о том, что до первого стака гнилостных испарений рейд будет получать наибольшие повреждения, а после третьего нужно наоборот сосредоточиться на танках. Соответственно, танки готовят свои защитные кулдауны к этому моменту, а также следят за стаками газового вздутия.
Гниломорд
Стоять в яде плохо. Мы ведь это уже выяснили?
Выше я говорил, что снимать дебафы должно быть рефлексом у хилеров. На этом сражении вам придётся бить себя по рукам, если вы вдруг захотите снять мутировавшую инфекцию раньше времени.
Помимо этого всем игрокам нужно знать о фронтальном аое босса и механике кайтинга слизнюков.
Профессор Мерзоцид
Большую часть тактики можно описать в трёх пунктах:
Выбегайте из яда.
Отбегайте от бомб
Убивайте аддов.
Опять же, надо ли это запоминать? Если есть адды, то их всё равно почти всегда нужно убивать в первую очередь, а про яд и бомбы и говорить нечего. Таким образом, действительно важная информация заключается в следующем:
От Облака газа следует убегать, когда оно настигает жертву, а к Неустойчивому слизнюку наоборот — подбегать, если вы не успели убить его до того, как он настиг цель
Оффтанку нужно научиться обращаться со своим новым другом — Мутировавшим поганищем
На третьей фазе будет очень много повреждений по рейду и танку. Дамаг дилерам, соответственно, нужно поскорее эту фазу завершить
Icecrown Citadel drawn by Peter Lee (из WoW Wiki)
Что я могу сказать начинающим рейдерам? Тактики боссов вовсе не такие сложные, какими они могут показаться на первый взгляд. Но и убиваются эти самые боссы во многих случаях вовсе не так просто, как может показаться по моим описаниям на пару абзацев. Ваш успех в PvE во многом зависит от поиска хорошей информации о сражениях и механике вашего класса. К счастью, эту информацию легко найти, если вы знаете куда (и как) смотреть